Вторник, 21.05.2024, 15:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Блог | Регистрация | Вход
» Меню сайта

Главная » 2011 » Сентябрь » 18 » Ив Монтан: от кумира до изгоя
18:13
Ив Монтан: от кумира до изгоя




    Когда Монтан уехал, по Москве распустили слух, что он устроил в Париже скандальную выставку: развесил в каком-то музейном зале дамское белье "Made in USSR", не отвечавшее, ясное дело, европейским стандартам, и пригласил парижский бомонд посмеяться над русскими бабами. Московские умельцы из спецотдела по слухам безошибочно выбрали убойный сюжет: ведь Монтан стал прежде всего женским кумиром, скомпрометировать его в глазах женщин было задачей номер один. (Не случайно же вскорости сюжет повторился: на этот раз организацию точно такой же выставки приписали Жерару Филипу, чей кинообраз завладел сердцами наших согражданок.) Советская идеология оказалась в опасности. Ее надо было срочно спасать. Вот и придумали - чтобы задеть за живое. Кто- то поверил.

    И все же никаким департаментам слухов низвергнуть Монтана не удалось, любовь к нему осталась непреходящей, хотя фильмы с его участием до нас почти не доходили. Дошла, помнится, "Плата за страх". Что-то еще - не первого ряда. Да какой-нибудь ленте удавалось порой проскочить на внеконкурсный показ Московского кинофестиваля. Чему удивляться? За небольшим исключением фильмы, в которых он снимался, имели вполне очевидную политическую окраску. Совсем не ту, которая была близка ревнителям идеологической чистоты.

    По привычной западной терминологии Монтан был "левым", порой даже очень "левым", но "реальный социализм" советского образца решительно отвергал и не упускал случая об этом напомнить. Его страстным ответом на подавление "пражской весны" стал фильм Коста-Гавраса "Признание", где Монтан сыграл, возможно, свою лучшую роль. Роль автора экранизированной книги - Артура Лондона, бывшего заместителя министра иностранных дел Чехословакии, избежавшего виселицы на судебном процессе 1952 года, дождавшегося освобождения, переехавшего во Францию и сумевшего рассказать правду о пережитом.

    О том же, в сущности, были и другие фильмы, где Монтану достались главные роли: "Война окончена", "Дзета", "Дороги на юг", "Осадное положение" и другие. Многие из них связаны с именами его ближайших друзей - сценариста Хорхе Семпруна (бывший испанский коммунист, жестоко разочаровавшийся в увлечениях молодости) и режиссера Коста-Гавраса (Константина Гавраса), выходца из Одессы, жившего в Греции и ставшего знаменитым французским режиссером. Эти имена неизменно стояли рядом под множеством писем-протестов, появлявшихся всякий раз, когда Кремль откалывал очередной номер: суды над Бродским, над Синявским и Даниэлем, высылка Солженицына, вторжение в Афганистан...

    В 1981 году он едва не стал президентом Франции. Сразу же после того, как завершился мандат Валери Жискар д'Эстена, различные общественные организации выдвинули Монтана кандидатом на этот пост, и сразу же, еще до начала избирательной кампании, рейтинг артиста оказался необычайно высоким: 14 процентов французов, не дожидаясь ни его программы, ни его предвыборных выступлений, были готовы отдать за него свои голоса. После первого же его телевизионного интервью, где он, в частности, резко выступил против политического экстремизма во всем мире, против экспансии коммунизма в страны "третьего мира", его рейтинг начал стремительно расти. Но в условиях традиционного для Франции раскола политических сил на "левые" и "правые" независимый кандидат не имеет реальных перспектив. Монтан сошел с дистанции, оставшись верным своим принципам, своим позициям, своим взглядам.

    Не только фильмы Монтана, не только его песни - само его имя стало у нас запретным. Изданный в 1986 году энциклопедический словарь "Кино" нашел для характеристики певца и актера лишь такую характеристику: "В последний период общественная позиция М. носит реакционный антикоммунистический характер".

    КТОМУ ВРЕМЕНИ "наезды" в Советский Союз французских певцов давно уже перестали быть диковинкой: Шарль Азнавур, Жильбер Беко, Жак Брель, Шарль Трене, Жюльет Греко, Жорж Брассенс - кто только не побывал в разных городах нашей страны со своими песнями. Но Монтан все равно остался Монтаном - и в сердце, и в памяти: первым и непобежденным. И во Франции было то же самое. И во всем мире. В 1982 году - впервые за всю 99-летнюю историю прославленной нью-йоркской "Метрополитен опера" - эстрадного певца пригласили на ее сцену, высочайшую планку которой определяли Артуро Тосканини и Густав Малер, Энрико Карузо и Мария Каллас... Переполненный зал встретил Монтана стоя, устроив ему десятиминутную овацию еще до начала концерта. В том же году французский женский журнал "Эль" провел опрос своих читательниц: кто из знаменитых людей является для них символом истинного мужчины? В предварительном списке возможных победителей, составленном знатоками женских сердец, было свыше сорока имен. Абсолютным победителем, собравшим более 80 процентов голосов, стал 62-летний Монтан, которого "знатоки" вообще не включили в свой список.

    Немыслимая популярность актера на женском "фронте" - она-то и сыграла с ним злую шутку...

    Его единственной "законной" спутницей жизни была Симона Синьоре - тоже актриса и тоже очень известная: они обвенчались, когда каждому было за тридцать, и не расставались с тех пор ни на один день. Им было суждено вместе сниматься во многих фильмах и вместе же участвовать в различных политических акциях. Женщин, однако - других, "незаконных", - в жизни Монтана было немало, и он сам этого никогда не скрывал: был влюбчив, но яростно отрицал кличку "бабник", которую навязали ему бульварные газеты.

    В 1945 году на сцене знаменитого парижского кабаре "Мулен Руж" судьба свела начинающего Монтана с уже прославленной Эдит Пиаф. Она была на шесть лет его старше и сразу вошла в роль учителя - не только искусства... Их бурный роман длился два года. Однажды, за утренним кофе, она спросила его: "Ив, ты уже решил, где будешь спать следующей ночью?" Вопрос не обсуждался - все было кончено. Симона появилась четыре года спустя, и ничто, казалось, не могло омрачить их любви. Не прошло и года после свадьбы, как на съемках "Миллиардера" он познакомился с легендарной Мерилин Монро - и не смог устоять. Идиллия длилась всего несколько недель.

    У Монтана и Симоны не было общих детей. Зато была ее дочь, четырехлетняя Катрин - от союза с кинорежиссером Ивом Аллегре, - которую Монтан удочерил. Похоже, он никогда не тяготился бездетностью их брака и ни разу не был замечен в стремлении испытать отцовские чувства. Но после смерти Симоны в 1985 году судьба подарила ему и это.

    Кароль Амьель было всего 14 лет, когда она влюбилась в 53-летнего Монтана, случайно повстречавшись с ним на улице излюбленного актерской элитой городка Сен- Поль-де-Ванс в Приморских Альпах: они оказались соседями. Пять лет спустя она получила официальный статус его секретарши и неофициальный - возлюбленной. За три года до своей кончины Симона узнала о неверности мужа, тяжело пережила это известие, но их брак и на этот раз сохранился. И даже потом, оказавшись вдовцом, Монтан остался верен своей неизменной любви, не став супругом той, кого всем представлял как подругу. О рождении их сына Валентина, которого Монтан сразу же признал, сообщили, естественно, все газеты. "Это счастье - впервые стать отцом", - заявил Монтан журналистам. Ему было тогда 67 лет.

    Его публичное заявление немедленно повлекло за собой неожиданные последствия. Бывшая киноактриса на эпизодические роли Анн Дроссар объявила, что Монтан стал отцом как минимум второй раз, поскольку он является отцом ее дочери Авроры, которой было в то время 13 лет. "Если бы Монтан не солгал, я, возможно, не была бы столь настойчивой, - сказала Анн журналистам. - Я давно просила его признать себя отцом нашей дочери. Он не захотел - теперь пусть пеняет на себя. Я доведу дело до конца". Ничуть не стесняясь своей откровенности, она призналась, что "уложила Монтана в постель", чтобы он помог ей пробиться в актрисы. Запахло громким скандалом. Адвокаты начали раскручивать дело о признании отцовства. Французский закон, как и законы ряда других западных стран, допускает такую судебную процедуру. Ее жертвами - лишь в самое последнее время - стали Хулио Иглесиас, Диего Марадона и Майк Джаггер, а Герберту фон Караяну незадолго до смерти удалось спастись, доказав свою "невиновность".

    ИЗ КУМИРА публики Монтан немедленно превратился в изгоя. Бульварные газеты и журналы, а им нет числа, начали травить вчерашнего идола, взывая к чувствам своих читательниц и соревнуясь друг с другом в выборе наиболее грязных слов. Голоса серьезной прессы тонули в потоке брани, которой чернь платила Монтану за его неподкупность, политическую стойкость и безупречную репутацию. Наиболее осторожные авторы допускали возможность мимолетной связи звезды с 19-летней красоткой, но задавали очевидный вопрос: почему мать скрывала свою беременность, поставив "отца" уже перед свершившимся фактом? Затравленный прессой Монтан угрожал навсегда покинуть Францию, опасаясь, что ему подбросят наркотики или сфальсифицируют налоговую декларацию, лишь бы унизить и оболгать. Убийственным "аргументом" против него был объявлен отказ Монтана подвергнуться "экспертизе крови", которую он назвал оскорбительной, задевающей его честь.

    Парижская "Олимпия" - самый престижный зал мировой эстрады, давший Монтану громкую славу, - пригласила его на серию концертов с новыми песнями. Это само по себе было вызовом творившейся вакханалии. Певец согласился, сознавая, что подвергает себя жесточайшему испытанию: кликушество слишком моральных дамочек общеизвестно, обструкция, несомненно, готовилась, на этот счет Монтан нисколько не заблуждался. Он знал, что встретится лицом к лицу с беснующейся толпой. Но и такой позор ему не было суждено испытать. В разгар последних репетиций на сцене "Олимпии" Монтана снова вызвали в суд, требуя "явки на тест" под угрозой неминуемых санкций. Три дня спустя, после тягчайшего сердечного приступа, Монтан умер.

    Теперь дело разгорелось с новой силой. Интервью журналистам вместо матери стала давать повзрослевшая дочь. "Я хочу знать правду, - твердила она. - Должна же в конце концов наступить расплата за мое безотцовское детство". Поносить мертвого бульварные газеты уже не смели. Они сменили тактику, слезливо рассказывая о судьбе девочки, годами - и безуспешно - ждавшей отца под окнами его квартиры. Публика плакала над такими новеллами, засыпая Аврору письмами в ее поддержку. Брат Монтана согласился пройти тест вместо Ива. Кароль дала возможность подвергнуть такому же тесту бесспорного сына Монтана - Валентина. Экспертиза установила, что на 99,99 процента Ив Монтан не мог быть отцом Авроры Дроссар. Тем не менее суд признал ее дочерью покойного артиста, ссылаясь на "ряд косвенных доказательств", на отказ Монтана пройти экспертизу и... на "очевидное", по мнению одного из судей, "внешнее сходство дочери и отца".

    Катрин Аллегре (приемная дочь), Кароль Амьель (в ее пользу составлено завещание) от своего имени и от имени сына подали жалобу. Апелляционный суд вынес решение, которое повергло в шок всю Францию, - даже тех, кто его топтал и хулил: тело Монтана подвергнется эксгумации для проведения экспертизы.

    Закон НЕ ВОЗБРАНЯЕТ проведение такой экспертизы по делам о признании отцовства. И, стало быть, ее разрешает. Но подобных прецедентов Франция еще не знала. Вломиться в могилу национального кумира страны, покоящегося в одной могиле с Симоной на кладбище Пер-Лашез, ради "правды", которой требует претендентка на статус его дочери, - решиться на такое, как пишет журнал "Нувель обсерватер", могли "только юристы, признающие за собой абсолютную власть". В том числе над чувствами человечности. Таково почти единодушное мнение вдруг объединившейся в данном вопросе французской прессы. Тот же еженедельник утверждает, что определенные силы стремятся посмертно осудить человека, который уже не может себя защитить. "Во имя так называемой правды, - пишет журнал, - Монтана перемалывает та самая тоталитарная машина правосудия, которую он яростно разоблачал в фильмах "Признание" и "Сейлемские колдуньи".

    Эксгумация уже проведена - решение суда непререкаемо и эмоциям не подвержено. Заключение экспертизы должно быть представлено в суд не позже 30 июня 1998 года. "Вам не кажется странным, - спросили журналисты Аврору Дроссар, - что вы, считая себя дочерью Монтана, требуете осквернить могилу отца?" "У меня нет другого выхода, - ответила "дочь". - Я имею право на правду". Мало кто сомневается в том, какое право она хочет отвоевать. Вилла в Нормандии, дом в Приморских Альпах, огромные апартаменты на парижском бульваре Сен-Жермен, счета в банках, авторские гонорары за фильмы, которым суждена долгая жизнь, за диски, кассеты, за исполняемые по радио песни - стоимость этой "правды" исчисляется сотнями миллионов франков. А в перспективе - возможно, и миллиардами. Ради одной шестой части этого капитала (за такую долю воюет Аврора) стоит потревожить даже могилу отца. К тому же еще - вероятного...

    Но - горький и символический парадокс: это чудовищное надругательство над останками былого кумира не умалило его, а возвысило, не затоптало, а вернуло ему прежнее поклонение. Слава его обрела второе дыхание, песни зазвучали с новой притягательной силой, к фильмам, давно уже ставшим достоянием синематек, вернулся зритель, для которого эпоха, их породившая, кажется далеким прошлым. Проданы сотни тысяч его заново выпущенных дисков, кассет с его фильмами, книги о нем. Трехчасовая передача, ему посвященная, собрала перед экранами телевизоров миллионы французов. Ни один печатный орган не осмеливается больше лить на него грязь.



Просмотров: 4351 | Добавил: nsvet | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Поиск

» Новост Греции

» Наш опрос
Вы бывали в Греции?
Всего ответов: 196

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Copyright © 2024