Вторник, 21.05.2024, 21:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Блог | Регистрация | Вход
» Меню сайта

Главная » 2011 » Сентябрь » 18 » Разные стороны прекрасного
19:26
Разные стороны прекрасного





Хронологически выставка начинается с ранней неолитической культуры и завершается ранним исламом. Зрителю обеспечено сочетание петроглифов (наскальных рисунков) и греческих статуй, шкатулок из слоновой кости, датированных еще XIV веком до нашей эры, и совсем уж древних орудий труда, римской керамики и тридцати первобытных скульптур с фантастической красоты человеческими лицами. Знаменитые фигуры из Айн'Газала размером то с маленький бюст, а то почти с нормального человека относятся к началу VII тысячелетия до нашей эры. Местность Айн?Газал, занимавшая 15 гектаров, была не только одним из самых больших поселений раннего неолита, но и самой населенной: здесь проживало до трех тысяч человек.

Судя по внутренней конструкции скульптур, они предназначались для публичного выставления. Их реставрацией занимались в Университетском колледже в Лондоне и Смитсоновском институте в Вашингтоне - типичный пример кооперации в научном мире.

Примерно в 6900 году до н.э. население Айн?Газала и других поселений т.н. "докерамического неолита" стало резко сокращаться, а многие их обитатели и вовсе исчезли. Люди перешли вдруг к кочевому образу жизни, отправившись странствовать со стадами коз и овец. Одно из объяснений этого феномена видят в возможном истощении близлежащих пространств, но не исключены при этом и социальные обстоятельства.

Зато уже в бронзовый век поселения на территории современной Иордании достигали 30 гектаров, хотя оставались и совсем мелкие, как Абу Шлесмех, размером в гектар, а уровень ремесленничества был настолько высок, что спрос как на одежду, так и разного рода изделия из керамики и камня существовал далеко за пределами этого региона. Гончарный круг еще не использовали, но в этих
неровных формах кувшинчиков и сосудов так много обаяния и простодушия, что большей гармонии нельзя себе и представить.

Одни из интереснейших экспонатов в Бонне - фрески из Тейлат- аль-Газуль. Благодаря им становится ясно, насколько неразделимы были в ту пору понятия быта и культа. Некоторые из изображенных здесь персонажей носят маски, что, собственно, и заставляет предположить, что перед нами некая процессия, и уж явно не политического толка.

Смена медного века бронзовым ознаменовалась настоящей технической революцией. Например, при добыче меди в Фейнане, что в 80 километрах от Мертвого моря, на смену пещерам 10- метровой глубины пришли шахты длиной в 70 метров. Именно сюда посылали римляне на вечные (и не такие уж продолжительные) работы преступников и христианских мучеников. Всего за четыре тысячелетия в Фейнане появилось до 200 тысяч тонн шлаков. Раздел, посвященный этим практическим сторонам, оказывается одним из самых интересных на выставке. Хотя, конечно, мало что в состоянии превзойти по силе впечатлений рассказ о храмах и дворцах позднего бронзового века. Они составляли основу городов-государств, из которых к 1200 г. до н.э и возникли первые королевства на территории Иордании - Аммон и Моаб. Интересно, что после походов Александра Македонского возобновились города- государства - так возник знаменитый Декаполис (среди его участников была и Филадельфия, нынешний Амман).

Важнейшие археологические открытия, связанные прежде всего с письменными источниками, были сделаны на иорданской и сирийской территориях в последнее столетие. Некоторые образцы этих надписей, выполненные помимо прочего и на каменных стелах в основном на языках западносемитской группы, также представлены в экспозиции.

Главное в Бонне - что общеизвестные вещи показаны в неожиданном ракурсе. Так, всемирно знаменитую мозаичную карту из церкви св. Георгия в Мадабе сейчас тоже привезли на берега Рейна. Привезли, конечно, не в оригинале, а как точнейшую копию, выполненную при помощи лазера, - ведь выковыривать мозаику из пола церкви было бы варварством. Но зато в Бонне карта не лежит на полу, настолько аккуратно окруженная заградительными веревочками, что о детальном ее рассмотрении не приходится и мечтать. Нет, в Бонне карту повесили на стену - и теперь можно хоть носом уткнуться в изображенные на ней дома и рыбы, чтобы насладиться всеми мелочами этого, без сомнения, выдающегося памятника искусства.

После этого, конечно же, всякий открытый к изящному зритель обязательно запишет путешествие в Иорданию в свои ближайшие планы. Не в этом ли и состоит отчасти смысл становящихся все более многочисленными "географических выставок"? Они давно уже сопровождаются не только выпуском специализированных журналов по археологии или исторической социологии, но и довольно массированной туристической кампанией, проходящей в том числе и в музейных стенах.

Просмотров: 414 | Добавил: nsvet | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Поиск

» Новост Греции

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 119

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Copyright © 2024