Среда, 22.05.2024, 05:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Блог | Регистрация | Вход
» Меню сайта

Главная » 2011 » Сентябрь » 18 » Школа для Пушкина
19:01
Школа для Пушкина



Дерзкий предприниматель из Санкт-Петербурга решил воскресить... Царскосельский лицей. Спустя почти столетие после его разгрома

Хорошее время. И место

Знаменитый Царскосельский (Александровский) лицей, признанный недавно в ходе международного опроса лучшим учебным заведением всех времен и культур, закрылся в год октябрьского переворота. Сто лет спустя после того, как его окончил Александр Пушкин. Простая до безобразия и вместе с тем отчаянно смелая мысль - восстановить прерванный революцией учебный процесс - пришла в голову человеку, доселе интереса к педагогике не проявлявшему

Его зовут Сергей Гутцайт. Все, что задумал, он доводит до конца. Даже фамилия этого известного в Санкт-Петербурге реставратора и мецената звучит в переводе многообещающе: "хорошее время".

И правда, с его приездом в Павловск. бывшую загородную резиденцию русских царей, наступило хорошее время. В частности для поклонников классической архитектуры, живописи, музыки и просто туристов.

Сергей Эдидович отреставрировал музыкальный салон в павловском парке, здесь теперь проходят бесплатные концерты для гуляющих - так, как это было до революции. Открыл благотворительную столовую, где любой бомж может два раза в неделю получить горячее питание.

Странный такой бизнесмен -о людях думает, о вечности. Спешит творить добро. В наше-то время...

Новый, весьма дорогостоящий проект сначала вынашивал молча, потом обсуждал несколько лет с друзьями, вузовскими преподавателями, знатоками школьного дела в Москве и Санкт-Петербурге.

Вместе и постановили: в Царском Селе - музей, чисто коммерческое предприятие. Учиться в музее? Нереально, как-то неестественно. Да и потом: к чему, если есть Павловск с его роскошными садами, парками, озерами, дворцами, живо напоминающими царскосельские пейзажи?

Хорошее время. Прекрасное место. И дом подобрали что надо - бывшую дачу архитектора Брюллова в Павловске. (Тоже, к слову сказать, памятник национального значения.) Она уже готова к встрече детей. Изящная башня, обсерватория, флигель. Несколько классов, 18 комнат -по числу ребят, которые поселятся здесь в сентябре.

Будущих лицеистов отбирали по всей области. Это дети из бедных семей, оканчивающие третий класс. Их будут учить шесть преподавателей. А вот директора пока не нашли. Ищут по всей России, с фонарями. Нет директора. И даже посоветовать, похоже, некого. Вот ведь что сделали с профессией! Да и не берутся люди: больно уж, видно, трудная задача - реставрировать то, чего никто не видел. Дух, педагогический и жизненный уклад школы, где учился Пушкин.

"Аристократам духа" не давали прочных знаний?

- Я умру, а школа будет, - говорит Сергей Эдидович. - Вот ведь в чем дело, понимаете?

- Ну а какой она была при Пушкине, - спрашиваю, - изучали?

- В меру своих сил. Но... Как вам сказать? Всякого рода версий и трактовок много, а загадка остается...

Парадокс. Сколько в стране хороших и разных школ с гордыми табличками "Лицей", сколько глубоких и талантливых лицееведов, умнейших, уважаемых историков образования, но кого ни спроси о тайне самого блистательного, пушкинского, выпуска лицея - и ждите, как говорится, ответа.

Говорят, что первым лицеистам повезло с учителями и просто друг с другом. Да, но, по свидетельству биографов, Антоша Дельвиг, к примеру, начал говорить только в четыре года. "Память у него была тупа, понятия ленивы. На 14-м году он не знал никакого иностранного языка и не оказывал склонности ни к какой науке", - пишет Пушкин.

А Вильгельм Кюхельбекер, глуховатый на одно ухо, с вечно кривящимся ртом и легендарными нервными срывами? Любимый объект насмешек и бесчисленных пародий лицеистов- одноклассников. Вспомним хотя бы пушкинское: "Как едко над тобой забавилась природа, когда готовила на свет!". Вконец заклеванный друзьями, Кюхля однажды чуть в пруду не утопился с горя - исторический факт.

Были жестокие кулачные бои, воспитанников наказывали карцером, в их среде обозначились даже свои "деды" и "салаги". Вот вам и "золотой век" лицея.

Да бросьте, обычные дети. Зато в преподаватели им дали абсолютно замечательных и совершенно выдающихся профессоров. Хотя... По логике выходит, что на протяжении ста с лишним лет истории лицея здесь работали профессора уже второго сорта. Нет, все это малоубедительно и слишком тривиально. Стандартные публицистические восклицания, не более.

Или пишут, что рецепт лицея в том, что это было закрытое учебное заведение. Каникул нет. Детей не выпускали даже в ближний Петербург... Но почему в одном закрытом интернате процветают бурса, самодурство воспитателей, а тут в один прекрасный миг вдруг воцаряются свобода, равенство и братство без границ?

Бедный лицей! Недавно где-то написали, что в нем с 1811-го по 1817 год не давали прочных знаний, не учили применять их на практике. Это была, мол, так, только "проба пера". Не очень удачная то бишь.

Правильно, Пушкин с товарищами учился каких-то несчастных шесть лет. Еще и к занятиям приступили на полтора месяца позже назначенного срока, то есть 19 октября. А выпустились на четыре месяца раньше графика, 9 июня 1817 года (под предлогом срочного ремонта зданий). И чего там успеешь? Зато современный ученик грызет гранит наук чуть ли не вдвое дольше. Прибавим вуз - уже треть жизни. Вот капитальное действительно образование!

При этом тут же дружным хором почему-то утверждают, что из стен лицея вышли настоящие энциклопедисты, аристократы духа, интеллектуальный цвет страны. Как же, однако, все у нас запущено... Даже в теории!

Споры кипят, книг о "лицейском чуде" море, но никто покуда не решился повторить один в один тот беспримерный трюк, который получился у организаторов и основателей великого учебного заведения. То есть посадить в один класс детей не одного года рождения, а всех подряд, какие поступили, в возрасте от 10 до 15 лет; назначить им в наставники профессоров, которые в большинстве своем никогда нигде еще не преподавали; отменить переводные экзамены из класса в класс; полностью упразднить оценки, заменив их развернутыми педагогическими резюме - личными характеристиками учащихся; обозвать всю эту невиданную авантюру лицеем, о секретах устройства которого первые преподаватели и лицеисты знали, пожалуй, не больше, чем мы об открытых студиях

Платона и Аристотеля в садах Академа. Да еще и уравнять в правах этот, так сказать, образовательный гибрид с российскими университетами ("Постановление о лицее", пункт 14).

Что же все это изменило, что перевернуло в душах первых лицеистов?

Сегодня любая школа, будь она трижды лицеем, настроена на вуз: всем своим расписанием, внутренним пафосом, укладом ("Провалишь экзамены - забреют в солдаты! Или пойдешь крутить хвосты коровам!"). Этот страх "не поступить", эта необходимость изо дня в день готовиться к следующему, "более высшему" учебному заведению на девять десятых и определяет наше поведение в классах. Да и поведение самой школы на рынке рабочих рук: она ни за что не отвечает, только готовит к вузу и выдает аттестаты. Цели предельно ясны, задачи определены, вопросов нет - а что было у них?

Один из лицеистов "пушкинского призыва", ставший, между прочим, государственным секретарем, барон Модест Андреевич Корф, сгоряча назовет в своих записках лицей "не университетом, не гимназией, не начальным училищем, а какой-то безобразной смесью всего этого вместе, заведением, не соответствовавшим ни своей особенной, ни вообще какой-нибудь цели".

Странно, ведь в том же, подписанном рукой царя "Постановлении о лицее" задача была заявлена яснее ясного: "Воспитанники, по окончании наук, поступают в гражданскую службу с чинами, по успехам, от 14 до 9 классов; а в военную на тех же основаниях, как и воспитанники пажеского корпуса".

Чем же не "особенная цель" -стать государственными чиновниками высшего ранга? Вдобавок дети жили и воспитывались при дворе - будущем "месте работы". Иначе говоря,связь с жизнью, с "производством" была у них максимально плотной и естественной. На зависть остальным (вчерашним и сегодняшним), страшно далеким и оторванным от жизни "фабрикам дипломов". Право же, более цельного учебного заведения свет не видел! Оно обеспечивало по крайней мере должность - разве мало?

Семья вместо класса

"Разница лет и подготовки воспитанников была самым существенным пробелом первого набора", -считает автор повести "Лицей" Л.Дугин. Ему вторит Модест Корф, самый младший воспитанник того самого первого набора: "Нас надобно было разделить по летам и по знаниям на классы, а посадили всех вместе и читали, например, немецкую литературу тому, кто едва знал немецкую азбуку".

А что же Пушкин? Вот его слова:

В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья...

Не понимаю, что такое "ровная семья". Семья (семь "я"), она всегда неровная, это закон. Но Пушкин не оговорился, нет. Он, кажется, проговорился.

Неровная (или "неравная" по одному из черновиков) семья -вот, может быть, формула его лицейской юности, счастливой и свободной конкуренции умов, талантов, школ?

После непродолжительного оргпериода, первой притирки школяров друг к другу, лицей начинает понемногу превращаться из официального учреждения в независимую корпорацию студентов, распадается на множество очень подвижных, бесконечно возникающих и "гаснущих" мини- лицеев, студий по интересам, абсолютно добровольных и открытых. Даже для учителей. Пущин вспоминает:

"Образовалась товарищеская семья, в этой семье - свои кружки..." Кюхельбекер просвещает Дельвига по части немецкой словесности, Дельвиг дает товарищу уроки по отечественной литературе. Пушкин ("Француз") слывет в своем кругу ходячим справочником по французской философии, Пущин ("Иван Великий") - по юриспруденции, истории, Федор Матюшкин ("Плыть хочется") - по мореходству...

"Было время, - вспоминает лицеист Сергей Комовский, - когда мы все почти, как бы понуждаемые будучи какою-нибудь силою, стали друг с другом заниматься языками, особливо французским и немецким..."

Учились друг у друга: типография Константина Данзаса (он был бессменным переписчиком лицейских журналов), цензор - барон Дельвиг, издатель - Корсаков... ИГРА В ГАЗЕТУ.

А вот, составив общий кружок, обязывают кого-нибудь начать повесть, другой развивает ее далее, третий вводит новые подробности... ГИМНАСТИКА ВООБРАЖЕНИЯ.

"На местах никогда не сидим - кто хочет - учится, кто хочет - гуляет". ИГРА В ЛИЦЕЙ!

Дело, конечно, прошлое, однако ж посочувствуем академическим профессорам. Семья вместо класса. Их приняли в лицей и ужаснулись: получился винегрет из первого - пятого "курсов" обычной гимназии. Как тут учить, чему, какие выставлять отметки, если три года, разделяющие Корфа и Яковлева, это же бездна времени, десятилетия по нашим, взрослым меркам. Принятые в школах всего мира средства устрашения, контроля, административного нажима на учеников (экзамены, отметки, домашние задания, контрольные работы) в этой чрезвычайной ситуации, похоже, подают в отставку. Не работают.

Учитель может только окружать студентов разноцветьем знаний на выбор - таких, чтобы каждый сумел найти свой взгляд на мир, свой, личный ракурс. (Как это было в Древней Греции, где школы не имели обязательной программы, а свободные учителя открыто "торговали" кто чем может.)

Скажут: "Оценки отменили. Эка невидаль!" И все-таки давайте честно: нынешние дефектологи живо отсеяли бы нескладного, болезненного Кюхлю в какой-нибудь спецкласс, во вспомогательную школу. А ленивца Дельвига, которого к первому уроку редко удавалось добудиться (он и на занятиях без устали творил жертвы Морфею), наверняка оставили бы на второй год. Довели бы парня, прости Господи, до криминала. Но ведь на то и оценка, чтобы отсеивать и исключать, переводить и доводить!

Не странно ли: все, как один, новаторы от педагогики мечтают устроить свою школу полицейски, а посмотришь - снова полицейская. С оценками, зачетами, слезами, вызовами "на ковер", семейными стрессами по полной программе...

Школа начинается с проверки... на дорогах

Позвонили из Санкт-Петербурга. Неожиданная новость, свежий поворот в истории модернизированных пушкинских пенатов. Оказывается, первые дни вместе питомцы Сергея Гутцайта, будущие лицеисты, проведут на Черноморском побережье. Поедут на автобусе, прямо из Павловска.

Новая школа начинается в дороге? Интересно, в этом что-то есть...



Просмотров: 1023 | Добавил: nsvet | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Поиск

» Новост Греции

» Наш опрос
Вы бывали в Греции?
Всего ответов: 196

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Copyright © 2024