Среда, 18.12.2024, 04:51
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Блог | Регистрация | Вход
» Меню сайта

Главная » 2011 » Сентябрь » 18 » ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ. ИЩУ МЕЦЕНАТА
14:36
ВРЕМЯ КУЛЬТУРЫ. ИЩУ МЕЦЕНАТА

Российское правительство выделило из своего резервного фонда сумму, эквивалентную 260 тысячам долларов, на приобретение двух работ русских живописцев - Боровиковского и Левицкого.

Век с небольшим они благополучно хранились в фамильных коллекциях в России, однако после 1917 года оказались в эмиграции, где переходили от одних владельцев к другим, последние из них решили вернуть раритеты на родину, разумеется, за приличное вознаграждение.

"Портрет молодой женщины" Левицкого станет достоянием Русского музея. Долгие годы он хранился в коллекции известного собирателя русского искусства во Франции г-на Попова. В России о нем знали исключительно по литературным источникам. Тем более можно представить чувства Русского музея, когда ему предложили приобрести эту вещь!

Еще более любопытна история "Портрета Д.С.Яковлевой" Боровиковского. В свое время художник сделал пять портретов членов этой семьи, и еще в начале XX века Третьяковская галерея попыталась два из них приобрести у владельца. Однако последний потребовал, чтобы музей выкупил "все портреты или ни один". После 17-го года за границей, переходя из рук в руки, портреты утратили имена изображенных и в начале 80-х оказались у трех владельцев.

"Портрет Яковлевой" купил парижский антиквар и коллекционер Гариг Басмаджан. С ним Третьяковка даже вела переговоры о приобретении картины, но завершить их помешали трагические обстоятельства: утром 29 июля 1989 г. Басмаджан вышел из гостиницы "Россия", и больше его никто никогда не видел. У его наследников больше года назад портрет приобрел коллекционер Морис Борюш, который и предложил его Третьяковке.

Решение правительства потратить средства из своего резерва на умножение культурного наследия страны весьма похвально, но сегодня его нельзя назвать из ряда вон выходящим. Почти два года назад благодаря правительству же была приобретена икона из семьи Пушкиных (сегодня она в Михайловском). Недавно правительство заплатило изрядную сумму нотариусу, занимавшемуся оформлением наследства британского гражданина, бывшего нашего соотечественника, г-на Провоторова, завещавшего Третьяковке картину Венецианова "Сенокос".

Но, конечно, сегодня наши музеи не в состоянии приобрести все, что бы им хотелось. Обращения за помощью к президенту и правительству возможны, когда предлагаются весьма значительные национальные ценности, такие, например, как все тот же Боровиковский или же купленная недавно для музея в Михайловском семейная икона Пушкиных...

В иных случаях, когда речь идет о вещах не столь значимых, но с точки зрения концепции музейного собрания необходимых, музей должен рассчитывать на себя и на спонсоров.

- Музей не должен сидеть и думать, что государство удовлетворит все его запросы, - убеждена Анна Колупаева, начальника отдела музеев Минкультуры. - Это абсурд. Государство выделяет средства на хранение уже собранных коллекций, их безопасность, создание благополучного климата, капитальный ремонт. В нынешней ситуации музей должен научиться искать вещи, в которых заинтересован, торговаться с дилерами, убеждать учредителей в важности именно этого экспоната для музейной коллекции. А в глазах потенциальных спонсоров музею нужно так себя зарекомендовать, чтобы те сочли меценатство важным для себя занятием. Вот, например, нам предлагают замечательный ковш, сделанный мастерами Оружейной палаты в конце XVII века. Москва наградила им Нижний Новгород за успешный сбор таможенной пошлины. В Историческом музее эта вещь стала бы одной из многих ей подобных, но в краеведческом музее Нижнего ковш занял центральное место в экспозиции.

Бесспорно, спонсоры сегодня предпочитают Эрмитаж, Русский или Третьяковку, другие музеи их не привлекают. Недавно Центральному музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева предложили уникальнейшую икону XIV века с изображением Архангела Михаила. Знаток древнерусского искусства Лев Лившиц считает, что ее автор, не уступающий в мастерстве ни Феофану Греку, ни Андрею Рублеву, их старший современник. Родом он либо из Греции, либо из Сербии. Кстати, в последней, утверждает эксперт, икон такого масштаба и мастерства не сохранилось. Практически нет их и в России. В музее имени Рублева эта икона стала бы одним из лучших экспонатов, однако своих средств у него нет, как, впрочем, и спонсоров.

В Музее Маяковского мечтают заполучить портрет Татьяны Яковлевой, парижской возлюбленной поэта. Он написан в Париже в конце 20-х годов художницей Натальей Гончаровой. К тому же музей готовит выставку, посвященную Яковлевой. Какие-то материалы обещала привезти в Москву ее дочь, американская писательница Франсин дю Плесси. Портрет Гончаровой стал бы хитом выставки, но музей пока не может найти денег для этой покупки.

И тем не менее, как говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, музей жив, пока собирает коллекцию. И не важно, о столичном ли музее идет речь или о провинциальном. И тому, и другому надо денно и нощно работать над образом и завоевывать авторитет у общества - придет он, а с ним и меценаты.



Просмотров: 1130 | Добавил: nsvet | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Поиск

» Новост Греции

» Наш опрос
Вы бывали в Греции?
Всего ответов: 196

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Copyright © 2024