Среда, 22.05.2024, 01:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Блог | Регистрация | Вход
» Меню сайта

Главная » 2011 » Сентябрь » 18 » ЖИЗНЕННАЯ СКАЗКА АНДЕРСЕНА
18:59
ЖИЗНЕННАЯ СКАЗКА АНДЕРСЕНА




Вспоминая это время, он напишет в своем дневнике: "Как только я вышел на берег, я зашел за какой-то сарай, стоявший на берегу, бросился на колени и обратился к Богу с горячей мольбой помочь мне и направить меня на путь... У меня не было никого, на кого бы я мог положиться, никого, кроме Господа Бога. Молитва успокоила меня, вера в Бога и в свою счастливую звезду вновь окрепла во мне". В Копенгагене на скудные сбережения он находит себе приют. "В бедной каморке своей я чувствовал присутствие Бога, и часто по вечерам, прочитав вечернюю молитву, я, как ребенок, обращался к Нему со словами: "Ну ничего: скоро ведь все уладится!""

Андерсен был единственным ребенком в семье. Его никогда не наказывали. Он рос вольно, беззаботно. И постоянно мечтал, что, собственно, и помешало ему вовремя научиться грамоте. Кристиан любил слушать сказки и нехитрые истории старух из соседней богадельни. Разукрашивая своей фантазией, он переделывал эти рассказы на свой лад и в неузнаваемом виде пересказывал старухам. Они только диву давались и шептались между собой, что маленький Кристиан слишком умен и недолго заживется на свете... В Оденсе был свой театр. Мальчик был поражен волшебным действом на сцене и с тех пор стал преданным театралом на всю жизнь. Но денег на театр не было, и он придумал собственный театр. В одной из прогулок по городу Христиан познакомился с расклейщиком афиш Петером. Подружился с ним и стал помогать ему. В благодарность Петер дарил Христиану по одной афише каждого нового спектакля. Дома, прочитав название и имена действующих лиц, Христиан тут же выдумывал свою захватывавшую дух пьесу, сохранив только прежнее название. В своем воображаемом театре он был автором и актером, режиссером и музыкантом, певцом и осветителем...

Доверчивый, по-детски наивный Андерсен легко сходился с людьми и в Копенгагене. Он мог совершенно спокойно прийти в гости к незнакомым людям, представиться, рассказать о себе, почитать свои сочинения... Очень скоро он познакомился со всеми знаменитыми поэтами и композиторами. Удача начинает сопутствовать безграмотному, но даровитому автору. Его представляют директору королевского театра Ионасу Коллину. Разглядев в Христиане истинный талант, Коллин берет его под свое покровительство. Он ходатайствует перед королем Фредериком VI о назначении Андерсену ежегодной пенсии. Благодаря отеческому участию Коллина Христиана принимают в гимназию в городе Слагельсэ. В двадцать три года он становится студентом университета. Его обучение оплачивается из казны короля.

Особенно трудными были для Андерсена первые годы жизни в Копенгагене. Он страдал от нищеты, от пренебрежительного покровительства со стороны признанных поэтов и писателей. Его стихи и драмы то безмерно хвалили, то, наоборот, хулили - зачастую несправедливо, подвергая резкой критике даже малейшую погрешность. Подтрунивали и над его неуклюжими манерами. Со временем Христиан научился смотреть на недоброе отношение к себе как на своего рода воспитание, которого ему так не хватало. "Бог постоянно направляет все к лучшему, - записывает он в дневнике, - а чем сильнее такое убеждение, тем спокойнее, увереннее чувствуешь себя".

На первый гонорар от своих произведений Андерсен посещает некоторые страны Европы. Ежегодную пенсию в 200 специй, назначенную королем Фредериком VI, Христиан стал получать на 34-м году жизни. Наконец-то у него появились верное обеспечение в случае болезни, а главное - возможность странствовать по миру. Отныне вся его жизнь проходит в постоянной смене стран, городов, народов, в удивительных встречах и глубоких размышлениях.

Христиан трудится и во время путешествий. Свои впечатления и наблюдения он с зоркостью любознательного исследователя заносит в путевые очерки. По удивительному стечению обстоятельств многие значительные события происходят как раз во время приезда Андерсена в ту или иную страну. Так, во время второго путешествия он едет от Магдебурга до Лейпцига по только что построенной железной дороге. Прибывает в Гамбург к открытию большого музыкального фестиваля, в Константинополь - в день празднования рождения Магомета, в Веймар - в день открытия памятников Гете и Шиллеру, в Париж - к открытию памятника Наполеону, в Рим - в день вторичного погребения Рафаэля. Посещает Неаполь во время извержения Везувия.

Чаще всего Андерсен бывал в Италии. Называл ее страной своих грез. И свой первый роман "Импровизатор" Ханс-Христиан, наполненный глубоким религиозным чувством, посвятил Италии.

А сколько радости, знаний, духовной силы и мудрости почерпнула восприимчивая натура Андерсена в общении со своими великими современниками! "Вижу как бы перст Божий в том, что постоянно обращался к лучшим из людей", - отметит он в дневнике. Его связывали дружеские отношения с известными европейскими актерами, художниками, музыкантами. Для него исполняли свои бессмертные произведения Вагнер, Шуман, Мендельсон, Россини, Лист... Он был знаком с Гюго, Бальзаком, был в гостях у Гейне. Его, как родного, принимали в доме Диккенса. Короли считали за честь пожать его сухую руку.

На подъеме творческих сил писателя выходит в свет первый сборник сказок Андерсена. Сказки, принесшие ему всемирную славу, зародились на благодатной ниве. Конечно, их ростки берут начало из детства - из старого родного Оденсе, примечательного своими резчиками по дереву. В Средневековье один из них вырезал из черного дерева величественный алтарь для местного собора. Как и у всех башмачников, у отца Андерсена висела над дверью деревянная вывеска с изображением орла с парой голов, напоминающая о том, что башмачники шьют только парную обувь. Отец умело мастерил для Христиана и забавные деревянные игрушки. Замечательным резчиком был дед Андерсена. В старости он начал вырезать причудливые фигурки людей с птичьими головами, коров с крыльями и раздаривал их детям. Замечательная резьба украшала почерневшие от времени дома Оденсе. Об одном из них Андерсен рассказал в своей сказке. Деревянные фигуры он видел на форштевнях парусных кораблей, на которых мысленно совершал путешествия в далекие края.

На развитие художественного вкуса и формирование личности Андерсена повлияла дружба с выдающимся датским скульптором Альбертом Торвальдсеном, знатоком древней мифологии. При нем христианская скульптура преобразовалась в самостоятельное направление искусства. Смерть старого верного друга и учителя отозвалась глубокой скорбью с сердце 29-летнего Христиана. Он написал кантату на смерть Торвальдсена и исполнял ее вместе со всеми детьми Копенгагена, которых он собрал на похороны скульптора. Думается, что легенды, предания, мифы Древней Греции, поведанные Христиану великим скульптором во время их встреч, обогатили память Андерсена разнообразными художественными образами.

Но главным источником для создания сказок была фантазия Андерсена. Он обладал уникальной способностью одухотворять самые обычные предметы, видеть необычное в будничном и даже неприглядном. "Фантазия была для меня действительностью, и немудрено, что я ожидал самых невероятных вещей", - запишет он в своей биографии. "Счастливый вы человек! - писал Андерсену по поводу сказки "Дочь болотного царя" его давний друг Ингеман. - Начнете рыться в уличной канаве - найдете жемчужину! А теперь вот нашли драгоценный камень в тине!"

Первый выпуск сказок Андерсен назвал "Сказки для детей". Однако они были адресованы и взрослым. И уже второе издание выходит под названием "Новые сказки". При жизни писателя его сказки издавались на протяжении двадцати лет. Причем сборники всегда выходили к Рождеству. И в Дании вошло в обычай украшать елку книжкой сказок Андерсена.

Не случайно сказки Андерсена выходили к Рождеству - в них много света, радости и любви. Вспомните, как заканчивается знаменитая сказка "Снежная королева": "Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие: "Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное!" Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма:

Розы цветут... Красота, красота!
Скоро узрим мы Младенца Христа!
Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душой..."


Андерсен был убежден, что жить с чистыми помыслами и открытой миру душой могут только дети. Он и в зрелые годы оставался большим ребенком. Один английский писатель назвал Андерсена "дитя счастья". Таковым он и был. До конца дней своих Андерсен не утратил способности искренне радоваться каждому доброму взгляду, красивому цветку, прожитому дню. До слез умиления восхищался он прекрасным и не стеснялся слез, когда горько страдал. Писатель с легкостью стер границы между взрослым и детским мирами: сказки Андерсена посвящены всем без исключения, потому что учат любить друг друга. Он считал, что "все в мире подчинено великим разумным законам, обуславливаемым Божиими всемогуществом, мудростью и милостью".

К своему труду Андерсен всегда приступал с величайшей ответственностью. Обращаясь к Небесному Отцу за помощью и вдохновением, он восклицает: "Господи! Не дай мне никогда написать слова, в которых бы я не мог дать Тебе отчета!"

Сказки Андерсена завоевали весь мир. Два века прошло со дня рождения волшебного сказочника, а его мысли, яркие образы, трепетные чувства волнуют и завораживают нас и сегодня. Его удивительный божественный дар всегда будет радовать людей, стремящихся жить в гармонии и любви.



Просмотров: 655 | Добавил: nsvet | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Поиск

» Новост Греции

» Наш опрос
Вы бывали в Греции?
Всего ответов: 196

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Copyright © 2024