|
Главная » 2011 » Сентябрь » 18 » Ключи таинств
|
Есть у русского мыслителя и писателя Василия Васильевича Розанова, чье 150-летие широко отмечается сейчас в нашей стране, книга В мире неясного и нерешенного", где автор, опираясь на свидетельства поэтов-духовидцев" и археологические древности, пишет о священном для себя вопросе - пол человека, брак, семья, чадородие. Религиозной мистикой, жгучими загадками пронизана эта книга, и тем современнее она нынче звучит, что возвращает сакральность отношениям полов, мужчин и женщин в наш век, когда сдернуты все покровы над великой тайной, когда ТВ и печатный станок, служа дошедшей наконец -то и до России сексуальной революции", тиражируют в миллионах экземпляров то, что касается только двоих, что от веку полагалось скрывать от посторонних, досужих, глазеющих очей.
Прежде всего автор говорит о человеческом теле как о чуде и загадке. Фигура человеческая распадается на несколько сосредоточений-лиц", как бы выпускает из себя несколько рек, и каждая река имеет свой выход в море", то есть выход в мир, в Космос. Человек имеет: голову и ее лицо - источник умственного, духовного света; половую сферу, откуда он повторяет себя, откуда он уходит в будущее, в вечность; ноги - движение, странствование, перемещение; руки - работа, труд, созидание.
Далее наш мистагог (мистический предводитель, раскрывающий тайны телесно-душевно-духовного устроения человека) говорит, что, поскольку все тело человеческое расположено столь очевидно симметрично, по закону концов и удвоения, можем ли мы хоть на минуту поколебаться, что у человека вовсе не одна, а две головы. И вот здесь внимание: оригинальнейший, парадоксальный Розанов утверждает, как бы вопрошая: что же соответствует голове, как не... втянувшаяся внутрь голова, причем ее покровы (кожа) как бы вывернулись и стали не выпуклостями, но обволакивающими, выстилающими покровами таинственных пустот. Центр пола... в пустоте между покровами, в полом месте или местах, каналах ли, мешках ли... Пол" есть весь человек", но центр пола и вместе биологическое сосредоточение человека - в том пространстве, абсолютно не замещенном, которое, собственно, и облегается телом человека, как своим футляром ли, одеждою ли, храмом ли. Но что это за пустота и что в ней содержится, это хоть сколько- нибудь можно разгадать, сравнив голову вторую" с той, что у нас на плечах.
Там - мышление, здесь - созидание; там - как бы мир проектов, здесь - вещь выполненная или, точнее, мир непрерывного выполнения. Тело мозга создает мысли, пустоты пола создают мыслящие тела. Замечательна эта обратность: мозг весь в плотностях, уплотненных массах... Но это обилие материи, ее преизбыточество отражается совершенною бестелесностью мозговых созданий (идеи, воображение); обратно же в поле - пустота внутреннего содержания клетки, но в ней, в этом грушевидном мешке матки", зарождается, растет, до конца сформировывается человек, и, очевидно, сформировывается чем-то или кем-то именно присутствующим в пустоте; причем организм матери собственно дает (в крови) лишь строительный материал. Кто же создает? Кто - третий?
Всего лишь двоих и нужно, говорит позитивизм, это как дважды два, кого вы там третьего ищете? Бога? Провидение? А вот Розанов утверждает, что мысль, что рождается человек от Бога" или как-то в Божьем присутствии", при Божьем соучастии", имеет не только текстуальное подтверждение в восклицании первой человеческой матери Евы о первом рожденном человеке, но и в инстинкте без исключения всех людей. Сочетание" есть озарение пола, минута его гениальности, когда он не только насыщен, но и пересыщен духовностью... самый акт выше, трансцендентнее, мистичнее, нежели человеческая духовность. В любви есть нечто космогоническое, да биологическое, да животное, но именно космогоническое. В любовь смотрятся звезды, как в зеркало...
Все храмы Древнего Египта были усеяны звездами, утверждает знаток нумизматики и древностей Розанов. Он вообще полагал, что корень всего - Египет, что египтяне были христианами еще до Христа. Поскольку именно Египет дал человечеству первую естественную религию Отчества, религию Отца миров и Матери миров. Египет обожествил будущую Мать и Мать, питающую младенца. До Рафаэля с его Сикстинской Мадонной" были древнеегипетские Рафаэли, увековечившие на стенах храмов новозаветный сюжет Богоматери с Божественным Младенцем. И, добираясь до этого пракорня, Розанов утверждает, что египетские и другие древние таинства (мистерии) в основе своей имеют культ Материнства и Отчества.
Исследователь спрашивает сам себя: да неужели в самом деле мог существовать в науке вопрос, в истории вопрос, в богословии вопрос, в археологии вопрос, в греческой литературе вопрос, в новом обществе тоже вопрос - о том, в чем же состояли египетские, малоазийские, элевсинские, самофракийские, критские и другие таинства? То есть неужели существовал ум и умы, которым было неизвестно, что если заключение брака есть пир и праздник, всем открытый, ибо это только предисловие", а не книга", - то самое осуществление его от всех закрыто, ни один человек, кроме участвующих, туда не пропускается, и никогда и никому об этом не рассказывается?"
Об Элевсинах и Египте спрашивали, гадали, размышляли, искали документы и, конечно, ни одного не нашли, писали многостраничные тома, в которых доказывалось, что ничего нельзя узнать о происходящем". Но только при взгляде на серию удвоенных божеств" - мужского около женского, что повторяется во всех без исключения древних религиях, было очевидно, что все это религии не то семейные", не то брачные", но во всяком случае и безусловно - муже-женские" и, следовательно, половые". А признак пола: не показываться, скрываться, затеняться, избегать имен, слов, названий - и избегать этого с какой-то свирепостью и наказанием за раскрытие. Точь-в-точь все признаки таинства.
Только взглянув на устроение халдейского храма, с комнаткою наверху" (о таком храме подробно писал Геродот: в комнатке с прекрасно устроенным ложем и золотым столиком местная девушка ожидала всю ночь, что к ней спустится, придет Бог), и на устроение финикийского храма с мужским фетишем" внутри него, сказали бы: В этих религиях несомненно существовали таинства" и даже: Вот, приблизительно, в чем эти таинства состояли"... Все это понятно решительно всем, полемически пишет Розанов, кроме ученых.
В семейном дому есть нечто главное, чего увидеть никому не дано". Некая самозакрывающаяся вещь. От создания мира сокровенная, сокровенная в самой себе", без приказывания, без принуждения. И это все признаки таинств"!
Кто видал подлинные открытые" статуи Озириса и смотрел рисунки поклонения этим статуям, разве неясно тому, в чем заключалась подлинная религия Египта. Искали Отца"... бродили мыслью возле отцовства и материнства. Рождалась - от Нила до Греции - колоссальная религия отчества - материнства" и, следовательно, сотворения мира, сотворения бытия"... Бродили около загадки жизни". Около Загадки и Тайны жизни. В мистериях все это было.
Семейный дом" включает и целый Мир: туда, конечно, войдут и животные (Египет). Войдет ли сюда Солнце? Странный вопрос, когда от него по весне родятся травы... Геродот написал, что египтяне жили вместе с животными", то есть одним двором и в одной избе. Там люди лежали в середочках" между животными, и в середочках" им было тепло-тепло. И посмотрите, восклицает Розанов, где идет мамка с ребятками", батька с дочерьми", они (древние) непременно нарисуют осла с осленком, свинью с поросятами. Как же им было не жить тепло-тепло"!
Они объединились с миром - не через мысль-размышление, а через животную теплоту жизни, нарисовав везде, что сущность всего мира - одна, что нет много-сущия", а есть одно-сущие, едино-сущие. Это-то и образует универсализм Египта. Универсализм единого биения пульса, трепещущего в целом мире. Египтяне словно обхватили мир" в одну охапку и, повалив на себя, воскликнули: Нам так хорошо, что на плечах своих мы выдержим целый мир".
Всюду в Египте природа взята в резком чувстве начала бытия, в вечно медовом месяце"... Нельзя усомниться, что источник всего этого оживления и как бы воздушности, крылатости природы лежит в египетских таинствах", где люди как бы венчались с источниками бытия", приходили в необыкновенную близость с ними, касание, прикосновение. И, выходя на воздух", смотрели на мир как новобрачные".
И как не поверить нашему автору, что египетские храмы строились по образу и подобию дома, средоточие, душу которого составляла спальня родителей с неугасающей лампадой перед образом, которым венчались. Храмы там, начинаясь как величественные, великолепные сооружения, все понижались, уменьшаясь, и в последней маленькой и невзрачной комнатке лежало животное", то есть просто одно из выражений" жизни. Всякий дом и семья, говорит нам Розанов, в отделениях своих и в расположении своем, есть до сих пор египетский храм, в миниатюре его, но в полной мысли его!!
Есть о чем поразмыслить, собеседуя с философом-юбиляром...
|
Просмотров: 489 |
Добавил: nsvet
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
» Наш опрос |
|
» Статистика |
Онлайн всего: 6 Гостей: 6 Пользователей: 0
|
|