|
Главная » 2011 » Сентябрь » 18 » МАСЛОМ ВНИЗ
|
Многие из картин, находящихся в российских музеях, не являются собственностью государства, а принадлежат частным владельцам. Просто они об этом не знают
Несмотря на кажущуюся благодать, в России также происходят процессы, сходные с "делом Климта": правда, они не являются достоянием широкой общественности, поскольку, как правило, происходят "под ковром" - но это не значит, что их нет вовсе. И не значит, что проблемы с правами наследников шедевров, формально принадлежащих государству, решены. Нетрудно догадаться, что основной причиной конфликтов наследников с государством является экспроприация частной собственности (включая конечно же произведения искусства) после 1917 года. Предъявлять претензии к СССР было бессмысленно, но последние 10 лет процесс получил новый импульс. Так как Россия обязана действовать в международном юридическом поле и считаться с международными же нормами в отношении незаконно отобранного, наследники и родственники художников и коллекционеров (живущие в большинстве своем за границей) сегодня имеют основания предъявлять претензии уже к Российской Федерации. И хотя большинство таких исков обречено (ведь в России нет закона о реституции), две вполне законные, юридически обоснованные лазейки для дотошных сутяжников, желающих вернуть художественную собственность, имеются...
ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ/ Во всем мире существует практика передачи произведений искусства от частных лиц музеям (государству) "на временное хранение". Так, большинство владельцев частных собраний в начале Первой мировой войны поспешили сдать свои коллекции на хранение в музеи Российской империи. Те, кто не успел в 1914-м, попытались сделать это в первые недели после Октябрьского переворота - боясь быть ограбленными. Справедливости ради надо сказать, что часть сданных на хранение государству произведений была возвращена прямым наследникам: так, например, родственники художника Борисова-Мусатова смогли получить практически все, что сдали. Однако уже в 1922 году нарком просвещения АВ. Луначарский заявил в "Правде", что безоговорочно восстановить право частной собственности на художественное имущество невозможно, а потому предметы, достойные считаться национальными ценностями (в первую очередь из числа сданных коллекционерами в музеи на хранение еще во время войны), государство удержит за собой. Таким образом существенно "обогатились" Румянцевский музей (картинная галерея которого стала основой ГМИИ) и Третьяковская галерея.
|
Просмотров: 428 |
Добавил: nsvet
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
» Наш опрос |
|
» Статистика |
Онлайн всего: 4 Гостей: 4 Пользователей: 0
|
|