|
Главная » 2011 » Сентябрь » 18 » Отцы и патриархи
|
На прошлой неделе три события были на первом месте в информационных программах:
кончина сирийского президента, визит Путина в Италию и премьера "Евгения Онегина" в Театре на Таганке. Тележурналистам спектакль явно понравился. Они не пытались "с ученым видом знатока" излагать школьные и вузовские истины по поводу знаменитого романа, а просто дружно пригласили в эфир театрального патриарха. Знаменитый режиссер сказал зрителям, что Пушкин был известный озорник, человек веселый и современный - в своем времени. А мне спектакль напомнил один сюжет из книги Вересаева: поэт после горячки был обрит наголо и потому носил парик; в таком виде он зашел в ложу к знакомым дамам и во время скучного спектакля сел на пол, стал дергать их за юбки, а потом снял парик и начал им обмахиваться. Думаю, что в зале тогда было так же весело, как на спектакле у Любимова. Пушкину в этом году повезло - у него не было юбилея. Ведь все юбилеи у нас превращаются в парад безвкусицы и безудержной лести.
Так уж совпало, что вскоре после восьмидесятилетия папы римского наступил юбилей интронизации патриарха, и одновременно президент Путин отправился в Ватикан. Поэтому все программы так или иначе коснулись извечной проблемы раскола христианского мира на православие и католицизм. Тема, конечно, болезненная и тонкая, но у матросов нет вопросов, есть только ответы - все католики бяки, а все православные правы. Примерно на таком уровне закадровый женский голос на РТР возвышал в воскресенье патриарха и православие. Восторженный заказной ролик, сработанный в классических традициях советского средневековья. Оказывается, главная заслуга патриарха Алексия II в том, что он не пошел на сговор с католиками и не встретился с папой, хотя весь христианский мир ждал этого события, затаив дыхание. Подумать только, один мужественный великодушный шаг - и конец полуторатысячелетней религиозной вражде! Правда, для этого надо отказаться от образа врага в лице папы римского. Но тут у каждого свои воспоминания детства. Например, советский журнал "Крокодил", где печатались такие стишки: "Римский папа грязной лапой лезет не в свои дела, и зачем такого папу только мама родила". Примерно в такой стилистике в передаче на РТР говорилось о деятельности папы. Как неоспоримую истину возглашали байку, что Ватикан непосредственно сам инспирировал вражду между униатами и православными. Вражда, конечно, исторический факт. Оккупировав Западную Украину, входившую в те времена в состав Польши, Сталин отобрал униатские храмы и отдал их Русской православной церкви. Неудивительно, что после 1991 года униаты потребовали назад свои храмы. Ватикан призвал к мирному решению конфликта. Во многих храмах Западной Украины служба идет или по очереди, или даже совместно в разных приделах одного храма. Такая практика давно укоренилась в Храме гроба Господня в Иерусалиме, где совместно и по очереди служат различные конфессии. К сожалению, и в католическом, и в православном мире не обходится без экстремистов, разжигающих вражду. Папу Иоанна Павла II можно обвинять в чем угодно, только не в этом. Католическая церковь покаялась в антисемитизме, в том, что не препятствовала дискриминации женщин, в чудовищной инквизиции. Позиция патриарха Алексия II более чем осторожная. Он вынужден считаться с фундаменталистами. Его отказ от встречи с папой, конечно, как елей для невежественных батюшек, считающих себя вправе не допускать к причастию женщин, любящих кошек и собак. Ну хорошо, пусть папа не прав, однако за стол переговоров садятся даже закоренелые враги. Где же христианское смирение или хотя бы элементарная вежливость? Путин подарил папе альбом с видами Кремля. В ответ папа дарит Путину изображение апостолов Петра и Павла, намекая, что католическая, да и православная церковь была основана этими апостолами и когда-то была единой. А зато мы преподнесли Риму своего Пушкина... Но самого автора скульптуры как раз там и не было. Вместо него памятник открывали три богатыря: Путин, Лужков и Церетели. Хотя, как остроумно заметил Доренко, этого Пушкина изваял явно не Церетели, поскольку он "не циклоп и не медведь с лукошком". Словом, "все смешалось в доме Облонских": Лужков, Пушкин, папа, патриарх... А вдобавок еще на НТВ в понедельник появился бывший милиционер из Минусинска, именующий себя Виссарионом, который однажды догадался, что он и есть Иисус Христос -наш спаситель. Вместе с поверившими ему людьми он решил построить в Сибири очередной город Солнца с помощью одной только духовной пищи и солнечной энергии. Через несколько лет, правда, обнаружилось, что несознательным младенцам нужно молоко, а люди, занимающиеся тяжелой физической работой, не могут питаться одной кашей. На помощь пришла сметана, ее разрешили особым постановлением. "Сразу все стали добрее, - говорит один из обитателей поселка, - а то злы-ы-ые были". Так что растет "во глубине сибирских руд" очередная пирамида под названием Обитель рассвета. Несколько тысяч человек живут за счет вновь прибывающих. Хорошо живут и будут, видимо, жить еще лучше. Ведь желающих попасть в рай самой короткой дорогой по-прежнему достаточно. Главное - слушаться своего отца-учителя и "ничего не додумывать", а остальное - ерунда, можно даже телевизор смотреть.
Канал "Культура" в программе "Сферы" огорошил телезрителей очередным религиозным открытием. Иннокентий Иванов заявил, что католики верят в воскресение Иисуса Христа - богочеловека, а православные - в воскресение духа. Это кто же его консультировал? И католики, и православные повторяют один и тот же символ веры: "...и воскресшего в третий день по писанию". После своего воскресения Иисус явился апостолам, и когда они решили, что это дух, он начал есть пищу, сказав при этом: "Смотрите, разве духи едят?". За девять лет свободы наше телевидение так и не научилось освещать религиозную жизнь спокойно, компетентно и беспристрастно. Тон задают неуклюжие телепередачи типа "Ортодокс" или "Канон". Есть еще "Русский дом", но о нем и вспоминать не хочется. О православии только восторженно, только с придыханием, о католицизме только враждебно или вообще никак. Дело тут не в католицизме и православии, а в Конституции и в свободе совести. Да, католиков у нас всего сто тысяч, но Конституция должна свято охранять права всех, независимо от количества. Мы живем в стране, принявшей христианство на семьсот лет позже Рима и Греции, однако о католицизме, которому не тысяча, а две тысячи лет, говорим свысока примерно таким тоном, каким раньше поучали весь мир своим доморощенным истолкованием Маркса и Энгельса. Комплекс неполноценности по-прежнему задает тон. Нам все время надо доказывать, что мы самые правые и самые великие. Если человек сам назовет себя великим, ему скажут, что он нескромен. То же самое можно сказать о любом народе и государстве. И, кстати, слово "папа" означает то же самое, что и слово "патриарх" - отец, и только.
|
Просмотров: 467 |
Добавил: nsvet
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
» Наш опрос |
|
» Статистика |
Онлайн всего: 3 Гостей: 3 Пользователей: 0
|
|