Среда, 18.12.2024, 11:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Блог | Регистрация | Вход
» Меню сайта

Главная » 2011 » Сентябрь » 18 » ПОБЕДНАЯ ПЕСНЬ НАРОДА
18:43
ПОБЕДНАЯ ПЕСНЬ НАРОДА



Государственная дума вернула нам музыку Гимна Советского Союза

Когда началась Великая Отечественная война, московскому мальчику Вале Щербинину, сыну пламенных большевиков интернационального происхождения (один из них, отец, сидел к тому времени в ГУЛАГе), было всего шестнадцать лет. В таком возрасте даже добровольцем на фронт не брали. Но у Вали была блестящая спортивная характеристика: мастер спорта по гимнастике, прыжкам в воду и мотогонкам. Он прибавил себе два года и таким образом сумел убедить военкома в необходимости его, комсомольца и спортсмена Валентина Щербинина, присутствия в действующей армии. Он получил чин капитана и роту моторазведчиков в свое распоряжение. Вернулся с фронта героем и - как все безоглядно храбрые люди - инвалидом. Это не помешало ему стать студентом институтов физкультуры в разных городах Советского Союза. Множественное число вузов - не оговорка: Валентин Щербинин сколотил себе компанию из преданных друзей с беспокойными сердцами, и каждую осень они меняли место учебы. Первый курс начинали в Москве, второй - в Риге, потом в Каунасе и заканчивали вновь в Москве. Они очень любили жизнь. Любовь к Отчизне не декларировалась - это было само собой разумеющееся чувство. Оно очень редко проявляло себя, избегало па-фосности, но пафос иногда проступал необычным образом.

Двенадцать лет назад Валентина Александровича не стало. Он не был выдающимся человеком, не был большим чиновником, но оставил о себе такую память, что его друзья при любой погоде (климатической и политической) каждый год в день его смерти съезжаются со всех концов страны в Москву, чтобы помянуть своего лучшего преданнейшего товарища. И каждый раз с доброй улыбкой вспоминают традицию студенческих лет, основоположником которой был покойный: два раза в сутки, ровно в шесть утра и ровно в полночь, Валя на правах старшего заставлял всех соседей по общежитию стоя слушать Гимн Советского Союза, пока он звучал по радио.

Гимн родной страны был для. них не просто звуковым символом государства - залогом благополучия их собственной судьбы, которая так тесно переплеталась с судьбой Родины, что, казалось, нет на свете силы, способной разрушить это редкое в человеческой истории сообщество. Разрушили. Почти до основания. Да еще надругались над памятью. Не время ли покаяться- и поправить то, что еще поправимо? Вспомнить, например, не потускневшие от времени и великого национального позора атрибуты советской государственности, известные всему миру и каждому гражданину СССР как символы великой державы. Если мы верим в собственное возрождение, почему бы не возвратить нам нашу бывшую символику в качестве знаковой опоры для державного чувства?

У разрушителей нашего Отечества от страха глаза велики. Любое упоминание аббревиатуры "СССР" - даже в самом невинном контексте - вызывает у них рефлекторную панику и школярский крик: "Атас! Коммунисты хотят вернуть прошлое!" Мысль о возврате к ценностям прошлого сильнее страха показаться смешным или махровым демагогом. Легкость и торопливость, с которыми наши "реформаторы" портят себе репутацию, заразительны. Подконтрольные "демократам" СМИ, и прежде всего телевидение, транслируют этот вирус животного страха в таком преувеличенном виде, что впору ставить вопрос о психической безопасности телеаудитории.

Скажите мне, дееспособные граждане России и русскоязычное население СНГ, что вы знаете о том, как в прошлую среду 10 марта в Государственной думе проходило обсуждение в первом чтении Федерального конституционного закона "О государственном гимне Российской Федерации"? Увы, ваши знания ограничены репортажем "Общественного российского телевидения". Его корреспонденты, прогибаясь под владельцем ОРТ Березовским и его подельником Шабдурасуловым, представили ситуацию в искаженном до неузнаваемости виде. Например, основного докладчика по этой теме - депутата Анатолия Степановича Коткова они со страху причислили к коммунистам, хотя он входит в "нейтральную" группу "Российские регионы". Они скрыли от вас, уважаемые телезрители, самые здравые выступления депутатов разной политической ориентации в поддержку этого закона, зато колоритному Василию Ивановичу Шандыбину дали высказаться со всей незатейливой искренностью народного трибуна. И, конечно, львиную долю телевизионного времени уделили аргументам "против".

Аргументы, прямо скажем, хилые, совершенно неубедительные, поэтому, судя по стенограмме, пленарное обсуждение проходило без особых баталий. Вяло огрызнулся Константин Натанович Боровой: "Уважаемые разработчики! Вот сейчас сложнейший переговорный процесс идет с Международным валютным фондом, с Мировым банком. У меня вопрос простой. Подумали ли вы о том, как это повлияет, вот такого рода действия, на этот переговорный процесс. И если подумали, то чем?" Боровой без ехидной подковырки все равно что кофе без сахара. Вот что ответил один из основных разработчиков депутат-некоммунист Анатолий Степанович Котков: "Когда мы работали над Законом "О налогообложении игорного бизнеса", нам пришлось побывать в различных злачных заведениях, в том числе в казино "Хангри Дак" ("Голодная Утка"). И вот мы там увидели такую картину. Туда пускают наших молоденьких девочек, начиная с 14 лет, бесплатно. Они пьют пиво, потом танцуют на стойке. А после этого выходит негр-стриптизер и начинает раздеваться под мелодию Гимна Советского Союза. Я думаю, если бы он устраивал стриптиз в своих Соединенных Штатах под музыку американского гимна, его бы, наверное, линчевали. Поэтому я предлагаю для защиты наших государственных символов объединиться и вернуть нам мелодию Гимна Советского Союза".

Кто следующий против? Безусловно, представитель президента Александр Алексеевич Котенков. Его доводы недостойны его должности и дополнительного тиражирования, тем более что их озвучило любезное ТВ.

Следующего противника цитировать в "голом" виде не представляется возможным: непонятно, на каком варианте русского языка говорит один из "яблочных" лидеров Сергей Викторович Иваненко. В переводе на общепринятый русский литературный язык это можно понять так: смена символов происходит согласно революционным потрясениям, и наоборот. Поэтому возвращение музыки Гимна Советского Союза чревато возвращением советских порядков. О, какой хитроумный софист, сказали бы в Древней Греции. Думаю, мы доросли до квалификации подобных квазимудрых сентенций как заурядной догмы. Ай да яблочные мудрецы! Сколько их голосовало против музыки А.В.Александрова? Почти вся прозападно ориентированная фракция: 34 человека при двух воздержавшихся и семи не участвовавших в голосовании. Среди противников закона сын академика Арбатова А.Г.Арбатов, известный американист В.П.Лукин, сын покойного священника-экумениста Александра Меня М.А.Мень, бывший знатный строитель и несостоявшийся министр Н.И.Травкин, любимец нашего ТВ юрист В.Л.Шейнис, виДный борец с коррупцией журналист Ю.П.Щекочихин, бывший кандидат в президенты РФ Г.А.Явлинский... А всего во фракции 46 умников. Однако три депутата проголосовали "не в ногу" с лидерами и партийным большинством - поддержали новый закон, среди них известная юристка Елена Борисовна Мизулина. Она считает, что "музыка Александрова легко напевается, что и нужно для государственного гимна. А вот теперешний гимн на музыку Глинки даже при моем музыкальном образовании я воспроизвести не могу".

Достойное музыканта признание, поддержанное квалифицированным большинством Государственной думы: 307 человек "за", то есть более двух третей от общего числа депутатов, что и требовалось для конституционного принятия нового закона. Прежде всего это заслуга двух фракций (КПРФ и ЛДПР) и двух депутатских групп ("Народовластие" и аграрии), полным составом проголосовавших "за". К ним присоединились 34 депутата из группы "Российские регионы" и немногие смельчаки из НДР и независимых депутатов, среди последних И.Д.Кобзон и генерал А.И.Николаев - "за", а К.Н.Боровой, естественно, против...

Впереди у нового закона - "фильтр" Совета Федерации. Что скажут сенаторы- губернаторы?

Противникам закона от всей души желаю вспомнить российскую историю и наши национальные традиции. Одна из них - почитать торжественную, величавую по характеру музыку, церковную и светскую, берет свое начало в русской средневековой истории. Неудивительно, что царственные особы и другие великие мужи (и жены) были знатоками музыки на уровне профессионалов - это входило в учебный минимум. Недаром в список образцовых сочинений включены, например, стихиры Ивана Грозного - именно потому, что это действительно образцы. Талантливыми музыкантшами были императрицы Елизавета и Екатерина Вторая. В династической семье Романовых культ музыки был безраздельным. Это распространялось на все русское общество. Если в Древней Греции образованными считали в первую очередь мореплавателей, то наши предки - умеющих петь хором. А русская хоровая традиция ведет свое начало от Византии с ее высокоразвитым искусством гимнографии - созданием торжественных величальных мелодий, восхваляющих силу и мощь царственных вождей и вдохновляющих на подвиги героев.

Характер этой музыки бережно сохранялся на протяжении столетий. Как ни пытались нас европеизировать (и как сами мы ни пытались стать европейцами), эта древняя гимнографическая традиция прорастала в нашей культуре сквозь все пласты, как трава из-под асфальта. Примеров сколько угодно. Скажем, первый национальный симфонист европейского уровня Михаил Иванович Глинка, обогативший национальную школу достижениями западных музыкантов. При этом очень самобытный композитор, любивший повторять: создает музыку народ, а мы, композиторы, ее аранжируем. Правда, когда дело дошло до соревнования по части сочинения государственного гимна, Глинка проиграл князю Львову. "Патриотическая песня" оказалась слишком индивидуализированной и сложной для воспроизведения в массовом варианте, а непритязательная мелодия "Боже, царя храни" сразу легла на слух - она привлекала легко узнаваемым мелодическим "зерном", знакомой по расхожим церковным песнопениям интонацией и возможностью распеть любой текст, в данном случае очень простой и понятный. Таким образом великому Глинке предпочли придворного музыканта князя Львова. Жизнь подтвердила правоту этого выбора. А "Патриотическая песня" широко исполнялась в концертах при всех политических режимах.

Первым государственным символом Страны Советов был гимн международного пролетариата "Интернационал" француза П.Дегейтера. Ни одна масштабная акция не обходилась без его звучания. Непредвзято заметим, что ленинское правительство тоже не ошиблось в выборе музыки для массового слуха (кстати сказать, все члены этого правительства были музыкально образованными людьми, а наркомы Чичерин и Луначарский оставили заметный след в отечественном музыкознании). Иосиф Виссарионович Сталин унаследовал эту традицию - профессионального отношения к музыке. Говорят, он знал весь репертуар Большого театра. Кроме того, он был чуток к перемене общественных настроений. В 1943 году, когда в войне с немецкими захватчиками обозначился коренной перелом и Красная Армия развивала успешные наступательные операции на всех фронтах, стала очевидной потребность в новом звуковом символе. Был объявлен всесоюзный конкурс на создание нового Гимна Советского Союза, отражающего победное шествие советского народа по полям неслыханных сражений. Рассказывает очевидец и участник конкурса, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, профессор Тихон Николаевич ХРЕННИКОВ:

- Я очень хорошо помню это время, когда все советские люди жили надеждой только на победу над врагом. И вот нас, большую группу композиторов, приглашают в Кремль к товарищу Ворошилову, который сообщил нам о предстоящем конкурсе. Вы не представляете, какой энтузиазм охватил музыкантов. Почти каждый из нас в то время считал главным делом своей жизни - написать достойный нашей страны гимн. Но это была очень трудная задача. Я предложил в качестве варианта свою песню на стихи Виктора Гусева "Живи, наша Родина". А популярный в те годы песенник Валентин Яковлевич Кручинин представил двенадцать вариантов гимна.. Среди кон-курсантов были Шостакович, Хачатурян. У меня есть письмо Шостаковича, в котором он просит подредактировать его вариант. Но, увы, целая армия высокопрофессиональных музыкантов не смогла решить поставленной задачи. Я знаю, что лично Сталин предложил Шостаковичу и Хачатуряну объединить усилия и сделать еще один вариант, но он тоже был отвергнут. И тогда остановили выбор на песне моего консерваторского преподавателя по сольфеджио Александра Васильевича Александрова "Гимн партии большевиков". Она была написана еще в 1939 году, звучала в исполнении руководимого Александровым Ансамбля песни и пляски Красной Армии. Ее взяли за основу. Слова Лебедева-Кумача пришлось заменить стихами Михалкова. И вот 1 января 1944 года по радио прозвучал новый гимн, а с 15 марта того же года он был рекомендован к распространению.

- Говорят, были попытки в хрущевское и брежневское время изменить гимн?

- Были, но все кончались неудачей: превзойти Александрова до сих пор не удалось никому. Он вошел в историю нашей музыки двумя великими песнями: "Священная война" и "Гимн Советского Союза". Я считаю, это вершинные художественные достижения советской песенной культуры с необыкновенной высокогражданственной судьбой - они составили не только славу нашей музыки, но и звали людей на подвиги во славу Родины. Это такое удачное попадание в "десятку" (если можно так сказать), что лучше всего отложить всякие споры и признать право александровской музыки на бессмертие. Очень хорошо, что депутаты приняли такой закон - он прежде всего справедлив. Не сомневаюсь, что музыканты его поддержат.

- А как быть с "Патриотической песней" Глинки?

- Это гениальная музыка, но попробуйте ее спеть. А гимн Александрова легко поется, вот ведь в чем дело. Я участвовал в работе комиссии Министерства культуры России по конкурсному отбору музыки и стихов для гимна России - почти та же самая картина, как в сороковые годы, когда победил Александров. Только разница в том, что до сих пор ни один стихотворный текст к "Патриотической песне" не подошел. Их, кажется, около шести тысяч уже набралось? Даже такие маститые поэты, как Евгений Евтушенко, не смогли найти адекватное Глинке поэтическое содержание. Музыку Глинки никогда не забудут, но в качестве гимна при всей своей гениальности она не годится. Да и чего мудрить, когда есть проверенный временем шедевр Александрова? Большая часть моей жизни прошла под эту музыку, и мне не в чем раскаиваться. А сколько побед было рождено под эти звуки! Грешно об этом забывать. Это победная песня нашего народа - так и запишите.

Так и пишу вслед за мэтром нашей музыки, первым и последним руководителем Союза композиторов СССР...



Просмотров: 673 | Добавил: nsvet | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Поиск

» Новост Греции

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 119

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0




Copyright © 2024