|
Главная » 2011 » Сентябрь » 18 » Загадки и радости фракийской культуры
14:44 Загадки и радости фракийской культуры |
"Фракийцы. Золотая империя Орфея" - под таким названием Боннский выставочный зал Германии (KAH) показывает уникальную выставку, посвященную одному из самых загадочных народов античности, ближайшим соседям Греции, оставившим после себя так много и одновременно так мало свидетельств.
Когда несколько лет назад последние столичные институции покинули Бонн ради Берлина, многие опасались за судьбу Выставочного зала Германии. Одна из самых ярких экспозиционных площадок страны оказалась перед угрозой сокращения числа зрителей и, следовательно, финансирования. Тем более что новое руководство KAH избрало неожиданную стратегию: упор стал делаться на археологические экспозиции. Подобный выбор оказался успешным: выставки, посвященные древнегреческой культуре и хеттам, нынешние очереди на сокровища Тутанхамона тому доказательство. Успехом пользуется и выставка о фракийцах, ее даже продлили на полтора месяца. Так эксперты в очередной раз показали, как может быть не только предвосхищен, но и в определенной степени сформирован публичный интерес (что неудивительно: в совет планирования KAH входят в том числе и директор Лувра, и директор Музея современного искусства Нью-Йорка). Один музей, конечно, погоды здесь не сделает. В Европе давно уже существует настоящий интеллектуальный рынок, связанный с археологической наукой. Здесь и археологические музеи, существующие практически в каждом мало-мальском крупном городе, и специализированные журналы, регулярно объединяющие своих читателей для совместных поездок по важнейшим профильным выставкам.
На "фракийцах" мне тоже попадались группы людей с археологическими изданиями в руках. На берега Рейна привезли сейчас около тысячи экспонатов из 36 болгарских музеев, большинство из которых раньше не видели даже университетские специалисты по античности. Болгарские ученые на правах крупнейших знатоков фракийской культуры разработали и концепцию выставки.
Именно в Болгарии находились древние фракийские племена - одрисы, геты, мизийцы, даки, трибаллы, бессы, хотя сами размытые границы их государств простирались от Эгейского моря до Карпат. Племена состояли в хороших отношениях с греками. Сохранились легенды, будто фракийцы даже участвовали в Троянской войне, продемонстрировав редкую храбрость. В любом случае они переняли греческий язык, вытеснивший в итоге их родной язык, относившийся к индоевропейской группе, а заодно и греческий алфавит, которому хранили верность даже в более поздние времена римского владычества. Само название их восходит к имени нимфы целебных растений и суггестивных мелодий, способной облегчить боль. Соответственно и божества фракийцев были близки греческим. Хотя в центре сложно построенного космического иконостаса находилась богиня-мать, в сохранившемся фрагменте от потерянной драмы "Тереус" Софокл утверждал, что наиболее почитаемым богом у фракийцев был Гелиос, бог Солнца - отсюда и столь распространенный культ коня. При этом о полноценной реконструкции фракийского религиозного мира говорить не приходится и сегодня. Уже в последние десять лет эти представления претерпели кардинальные изменения, возможны они и в будущем.
Научный интерес к фракийцам возник лишь в XVIII веке, но на протяжении двух последующих столетий греко-римская классика затмевала в глазах ученых "варварские культуры". Лишь в 1972 году в Софии был основан при Академии наук Фракийский институт (его директор редактировал нынешний каталог), а два года спустя в парижском музее "Пти Пале" прошла первая выставка фракийской культуры.
Для нынешней экспозиции в Бонне было отобрано, без сомнения, все самое лучшее из фракийских фондов болгарских музеев. Лампадки и антропоморфные сосуды, монеты и сережки, кувшины и шлемы, и прочие предметы, найденные в бесчисленных кладах за последние полвека. Красота многих из них поражает. Фракийцы хоть и не строили огромных храмов, не оставили после себя театров и прочих архитектурных символов власти, но были отменными мастерами, ювелирами и художниками, чье искусство удивляет и сегодня.
Понятно, что сам термин "варварские культуры" является впопыхах найденным: цивилизация, чье зарождение относится к 7000 г. до н.э., а финал приходится уже на II в. н. э., даже в самых пессимистических описаниях поневоле подвержена изменениям и обладает периодом расцвета. Подлинными шедеврами выглядят керамика и идолы из камня и глины, возникшие в шестом тысячелетии до нашей эры - практически в одну эпоху с Месопотамией и Анатолией. И самое важное здесь, что раскопки по-прежнему приносят открытия. Уже в дни работы боннской выставки информационные агентства сообщили об обнаруженном в "Долине царей" в районе Шипки храме с золотыми предметами V в. до н.э. (не так давно там нашли золотую посмертную маску и бронзовую голову).
Странным во всей этой истории выглядит лишь то, что фракийцы так и не обрели полноценную, объединившую бы все племена государственность. Возможно, это историческое неединство как-то связано с их многочисленностью. Согласно Геродоту, по количеству населения они уступали лишь индийцам. Но, видимо, не все в тысячелетней истории расположения звезд благоприятствовали иной их судьбе.
|
Просмотров: 454 |
Добавил: nsvet
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|
» Наш опрос |
|
» Статистика |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0
|
|