Среда, 18.12.2024, 11:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Блог | Регистрация | Вход
» Меню сайта

Главная » 2011 » Сентябрь » 18 » Завод умер? Да здравствует завод!
20:05
Завод умер? Да здравствует завод!


Ситуация.


Московские власти не могли оставаться сторонними наблюдателями - ведь дело касалось не только судьбы ОАО, но и судьбы тысяч москвичей, работников завода. По инициативе Юрия Лужкова правительство столицы выделило на поддержку автопредприятия 100 млн. долларов. В январе 1997 года, после полуторагодового простоя, заводской конвейер вновь заработал. А после того, как "отцам города" удалось заключить партнерские соглашения со знаменитой французской фирмой, на базе "Москвичей" стали собирать унифицированный "Святогор", хетчбэк "Юрий Долгорукий" и другие новые модели, оснащенные двигателями "Рено".

В апреле 1997 года (видимо, под воздействием перемен, которые произошли на предприятии) президент Борис Ельцин подписал указ о передаче контрольного пакета акций ОАО "Москвич" в собственность города. Казалось бы, лед тронулся. Но не тут-то было! Российский фонд федерального имущества (РФФИ) соглашался отдать акции Москве лишь при условии, если город оплатит долги по "моторному" кредиту, взятому еще при СССР.

Интересно получается: долги делали одни, а развязывать этот мертвый финансовый узел предлагают правительству Москвы. Ни за что ни про что отдать федеральному дяде 700 млн. долларов. Где взять такую астрономическую сумму? В бюджете города? Значит, отнять деньги у пенсионеров, у городских бюджетников?.. Похоже, у наших монетаристов вместо сердца даже не "пламенный мотор", а ржавый кассовый аппарат.

Московские власти пошли своим путем. Вместе с французскими партнерами создали совместное предприятие "Автофрамос" и на арендованных у ОАО "Москвич" площадях начали сборку автомобилей новой марки. 2- го декабря 1998 года с главного конвейера "Москвича" сошел 5-миллионный автомобиль - представительский седан "Князь Владимир", в сборке которого принимали участие члены московского правительства во главе с мэром города. Ради такого дела столичный градоначальник готов был пустить в ход административный ресурс и пересадить всех московских чиновников на "свои" колеса.

Все делалось с размахом, с расчетом на будущее. Чтобы продемонстрировать возможности "княжеских" марок, устроили в феврале 1999 года автопробег от Москвы до Владивостока. Когда участники ралли прибыли в Челябинск, местная газета писала: "Лужков с помощью "Москвича" объединяет Россию".

Да, власти столицы были всерьез озабочены развитием завода, филиалы которого находились в разных концах страны. А вот держателей акций, хозяев "Москвича", похоже, больше волновали их собственные барыши. К тому же амбициозный гендиректор делал ставку на машины класса "люкс", хотел превратить "Москвич" в "русский БМВ", а малообеспеченные граждане, заявлял г-н Асатрян, "пусть ездят на трамвае".

"Рок событий" привел к неизбежному - к полной остановке производства.

Четыре года без электричества - уму непостижимо! От 10-тысячного коллектива ОАО "Москвич" остались три сотни, да и те не работают, а лишь "охраняют" опустевшие цеха. А в них мрак и кладбищенская жуть. На конвейере - ободранные до "костей" скелеты машин. С потолка, как мертвые удавы, свисают ошметки роботов-манипуляторов. Все, что можно было вынести и продать, уже вынесено и распродано. Если в 2001 году из-за реконструкции сборочного корпуса с заводского конвейера сошло всего-навсего 810 автомобилей, то в марте 2002 года из-за прекращения подачи электроэнергии (долги "Москвича" перед Мосэнерго перевалили за 400 млн. рублей) завод практически был задушен.

В марте того же 2002 года Мосгордума обратилась к федеральному Центру с просьбой ускорить процесс передачи акций ОАО "Москвич" от РФФИ в городские руки. Но, как и прежде, все упиралось в погашение многомиллиардного (если считать в рублях) кредитного долга. В то же время "Москвич" не расплатился с городом за аренду земли. Властям столицы ничего не оставалось, как инициировать процедуру банкротства, что и было сделано в мае 2003 года.

В деле о банкротстве ОАО "Москвич" своя интрига, и вряд ли есть смысл касаться всех ее перипетий. Но об этом умолчать нельзя. Исполнявший полномочия внешнего управляющего решил одним махом покончить с проблемами - выставил на продажу наиболее ликвидные заводские объекты, в том числе здание заводоуправления. Такую позицию столичные власти расценивают как антигосударственную.

У столицы принципиально иной подход. Московские власти намерены не только сохранить, но и расширить производственный потенциал завода. Приобрести на торгах производственные мощности ОАО "Москвич" - не все, а только те, которые нужны для возобновления выпуска недорогих малолитражных автомобилей совместно с компанией "Рено". Выпуск автомобилей класса "Рено Логан", считают эксперты, можно увеличить как минимум до 120 тысяч машин в год. Кроме того, часть заводских мощностей можно использовать для производства комплектующих.

"У Москвы есть планы и по производству автомобилей такого класса, как "Ока", - говорит руководитель городского Департамента науки и промышленной политики Евгений Пантелеев. - Мы к этому готовы и дали специалистам поручение рассмотреть все нюансы этого проекта. Возможно, с привлечением иностранных фирм".

А нужно ли было спасать "Москвич"? Вопрос отнюдь не риторический. По крайней мере ответы на него, которые опубликованы в московской "Вечерке", весьма показательны.

"Нет, не нужно", - говорит профессиональный адвокат. "Многое мы умеем делать хорошо. Автомобили - точно плохо", - таково мнение известного социолога, доктора исторических наук. "Реанимировать "Москвич" - это глупость, остатки советского мышления, - категорически утверждает депутат Госдумы, "правая рука" лидера ЛДПР. И в духе своего патрона добавляет: - Только коммунисты могли построить такой завод, как "Москвич", на территории Москвы. Здесь должны быть офисы, банки". "Никогда Россия не была законодателем мод в автомобилестроении. В Россию давно пора было пустить мировые гиганты автомобилестроения", - считает вице-президент Российской ассоциации металлоторговцев.

Что-то знакомое в этих ответах. Невольно вспоминается, как образованный лакей Смердяков из романа Достоевского "Братья Карамазовы" рассуждал о войне 1812 года: "...и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с".

"Заграница нам поможет", - уверял герой другого романа. Как ни странно, у этой гнилой философии нашлось немало приверженцев. Даже в высших эшелонах власти. Зачем, твердили нам реформаторы гайдаровского призыва, развивать отечественный агрокомплекс - легче завозить дешевое продовольствие из-за кордона. Зачем строить свои самолеты, если можно закупать "Боинги"? Зачем ткать ивановские ситцы, если нам вагонами везут всякую всячину? Ну, а об автомобилях и говорить нечего - сплошь иномарки.

Вот и "Москвич", утверждают иные знатоки, рухнул потому, что выпускал неконкурентоспособные машины. Конечно, с "Мерседесом" или "Ауди" московские легковушки не сравнить. Однако и сегодня многие россияне и граждане ближнего зарубежья добрым словом вспоминают 412-ю модель "Москвича". По образному выражению актрисы Марины Дюжевой, "Москвич" был русский надежный мужик". К слову сказать, в свое время эта машина экспортировалась не только в страны соцлагеря, но и в Норвегию, Финляндию, Бельгию, Грецию.

Оказывается, мы тоже не лыком шиты. Руки у наших людей и впрямь золотые, вот только с головой у наших "верхов" бывает не все в порядке. В самом деле, зачем было доводить "Москвич" до хозяйственного краха, если Москва с ее мощным кадровым и научно-техническим потенциалом бралась возродить завод? Понятно, что ведомству Кудрина не хочется терять казенные деньги. Но миллиарды, которые затянули автогигант в долговую яму, все равно уходят "мимо кассы", вместе с обветшавшими заводскими корпусами рассыпаются в прах, развеиваются по ветру. Разве это по-хозяйски, по-государственному? Губим свое производство в угоду импорту.

Слава Богу, есть еще на Руси люди, способные противостоять экономической смердяковщине. Если "Москвич" перейдет в собственность столицы, то, без сомнения, появляется реальный шанс возрождения завода на новой основе. Для Москвы этот завод крайне важен и необходим. Места для банков и офисов, о чем печется сильно продвинутый депутат Госдумы, и без того хватает, а где, скажите на милость, работать москвичам, которые не клерки и не банкиры? Да и о промышленной независимости страны ура-патриотам из парламентской фракции не мешало бы подумать.

У московских властей, мы видели, большие планы, связанные с использованием производственных мощностей АЗЛК. Выходит, хоронить "Москвич" еще рано. Завод умер?.. Нет, да здравствует завод!



Просмотров: 611 | Добавил: nsvet | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Форма входа

» Поиск

» Новост Греции

» Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 119

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0




Copyright © 2024